МКОУ "Красинская СОШ им. Л.И.Манджиева"
село Красинское, Лаганского района, Республики Калмыкия
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность в школе: угрозы и меры защиты.

    Одним из факторов быстро развивающегося общества является информация. Современную школу невозможно представить без электронных средств обучения, а также без глобальной сети интернет и социальных сетей. В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Возникает ряд вопросов. Какую информацию получает ребенок? Умеет ли ребенок обрабатывать информацию?  Как влияет на ребенка та или иная информация? И как образовательное учреждение может контролировать поток информации, чтобы не навредить ребенку. Помимо защиты баз данных и предотвращения хакерских атак, важно оградить учащихся от любых проявлений пропаганды и манипуляций. В этой связи вопрос об информационной безопасности в образовательном процессе является актуальным.

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    Сайт 1.

    http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.

    Сайт 2.

     www.e-parta.ru — Информационно-познавательный портал для подростков.

    Сайт 3.

    http://detskieradosti.ru/ — Детские радости: сайт, где родители найдут своим детям много веселых и увлекательных развлечений в онлайн режиме, а также скачают интересный материал.

    Родителям

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

    4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Методические и справочные материалы

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ, ПРОФИЛАКТИКЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

    Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность. Рекомендации разработаны на основании письма Министерства образования и науки Мурманской области от 12.12.2014 №17-02/9115-ИК «О методическом обеспечении деятельности по противодействию экстремизму среди обучающихся и профилактике интернет- зависимости».

    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

    В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет- зависимость, склонение к суициду и т. п.

    Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.

    Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:

    • школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
    • ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при
    • наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
    • лучше работать за компьютером в первой половине дня;
    • комната должна быть хорошо освещена;
    • при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
    • расстояние от глаз до монитора – 60 см;
    • периодически делать зарядку для глаз.

    В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно- просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.

    В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиа- безопасности»); знакомить родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.

    УРОК.РФ — педагогическое сообщество, предназначенное для работников школьного, дошкольного и дополнительного образования, а также для всех специалистов, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью. ФИПИ — сайт Федерального института педагогических измерений, на котором уже размещены демоверсии  ОГЭ и  ЕГЭ 2021 года и опубликованы открытые банки заданий ГИА. 1сентября.рф — известный издательский дом предлагает учителям более десятка уникальных проектов: фестиваль методических разработок, конкурсы, курсы повышения квалификации, вебинары, онлайн-выставки.

    ФИПИ — сайт Федерального института педагогических измерений, на котором уже размещены демоверсии  ОГЭ и  ЕГЭ 2021 года и опубликованы открытые банки заданий ГИА.
    Медиатека «Просвещения»— это электронные учебники издательства, а также доступ к другим полезным материалам: рабочим программам, методическим пособиям, курсам повышения квалификации, интерактивным рабочим тетрадям.



     

    Методические и справочные материалы

    Примерный конспект урока для младших классов (1-4 класс)

    По материалам к уроку безопасного интернета  

    Разработано Лигой безопасного Интернета (v.0.99)

    Этапы урока

    Деятельность учителя /Деятельность учеников – сценарий презентации

    Правила ДД – Правила безопасности в Интернете

    Здравствуйте, ребята!

    Все вы знаете, что в обычной жизни есть правила, соблюдая которые мы можем быть в безопасности!  

    Клик 1 (Картинка Светофор и зебра ).

    Ребята, скажите, пожалуйста, есть ли какие-то правила, связанные с этими картинками? 

    Дети отвечают: Правила дорожного движения! Клик 2

    Приведите примеры этих правил


    Дети отвечают: нельзя идти на красный свет и т.д

    Совершенно верно!

    А для чего нужны эти правила?

    Дети отвечают: Чтобы быть в безопасности, остаться живым и т.д.

    Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о других правилах и знаках, сохраняющих нашу безопасность, когда мы используем такой предмет, как  …Клик  (Переходим на следующий слайд)

    Компьютер – интернет

    Компьютер

    Клик 1

    Ребята, расскажите, пожалуйста, что есть в вашем компьютере, как и для чего вы его используете? 

    Дети отвечают: Игры, книги, фильмы. и т.д. (вар 2 - могут ответить, что «интернет» )

    Клик 2

    Правильно! Там могут быть фильмы, игры, музыка, книги! А также  в вашем компьютере наверняка есть интернет! 

    /(Если дети отвечают «интернет»)   Как вы уже сказали – так же в компьютере может быть интернет!

    Именно о нем мы сегодня поговорим!

    Клик (Переходим к следующему слайду)

    Знакомство с помощником

    Сегодня на уроке у нас будет помощник. Подумайте, какой значок вы очень часто видите в интернете? 

    Клик 1-  (Интернет собачка).

    Часто мы встречаем значок, похожий на букву «а», а некоторые считают, что этот  знак похож на собачку, свернувшуюся колобком. 
    Клик 2  Сегодня на  нашем уроке у нас как раз будет помощник, на которого похож наш интернет значок!

     Эту собачку зовут Онлайка!

    Она  познакомит нас с несколькими важными  правилами поведения в интернете. 

    Клик (Переходим к следующему слайду)

    Интернет – сеть

    Появляется сеть   

    Клик 1
    Лайка:
    Что это?

    Дети отвечают : сеть паука, паутина , и т.д

    Верно! Это сеть или паутина.

    Клик 2
    Лайка: Из чего состоит сеть паука?

    Дети отвечают: нити

    Правильно! Как мы с вами видим, нити, соединяясь друг с другом – образуют сеть.
    Клик 3  Точно так же и в интернете, компьютеры, соединяются друг с другом  по всему миру. Давайте  мы представим , что компьютеры соединены невидимыми нитями.

    Получается картинка, очень похожая на сеть, в которой компьютеры обмениваются информацией. Поэтому интернет часто называют сетью, или всемирной паутиной.

    Клик (Переходим к следующему слайду)

    Интернет – сеть ! (Правила)

    Клик 1

    Все компьютеры, которые подключены к интернету – сразу становятся связаны друг с другом.
    Клик 2.  Любая информация,  попадающая в  интернет,  может быть доступна не только нам, но и всему миру.

    Клик 3

    Подумай о том, что ты публикуешь в интернете.
    Это увидит весь мир!
    При необходимости пояснить на примерах, что это может касаться фотографий, комментариев и любых личных данных.

    Клик 4 Родители  помогут тебе разобраться в этой сети.


    Клик (Переходим к следующему слайду)

    Интернет – информация.

    Клик 1

    Интернет – это мир, в котором есть  совершенно разная информация.

    Клик 2

    Что такое информация?

    Дети отвечают (..)

    Клик 3 Информация – это, прежде всего, предоставление каких-либо новых знаний или фактов о чем-либо. 

    Клик 4  Информация может быть хорошей или плохой, (Клик 5) верной  или  ложной

    Клик 6

    Давайте разберемся, что это значит на следующих примерах :  

    Клик (Переходим к следующему слайду)

    Практика – Источник информации ( хорошие и плохие сайты)

    У нашей Онлайки заболела лапка. Как вы думаете, к кому ей лучше обратиться :
    Клик 1
     
    К Ай-болиту или Бабе –Яге?

    Дети отвечают: К Ай-болиту!

    Клик 2 Давайте выберем правильный ответ!

    Учитель вместе с детьми выбирает правильный ответ, нажав кнопкой мыши на верный квадратик. Затем он нажимает на неверный, чтобы показать детям  результат выбора. (Оба клика на белых полях обязательны, порядок любой)

    Все правильно!  Лайке лучше обратиться к доктору, т.к он обладает верной информацией, о том, как помочь ей, например, он выпишет правильное лекарство!  А Баба-яга, подсказав неправильный рецепт, может дать зелье  вместо лекарства и навредить!

    Клик 3 Теперь ты видишь, кто передал тебе верную информацию!

    Клик 4 Давайте посмотрим на такой же пример, но только в интернете!

     Клик (Переходим к следующему слайду)

    Поисковик

     (Картинка www.)

    Кто искал что-то в интернете? И что вы для этого делали? Как вы искали это?

    (Учитель наводит  учеников на ответ «Поисковик»)

    Клик 1 Правильно! Чтобы найти что-то в интернете мы используем поисковик.

    Попробуем им воспользоваться. Только что мы лечили лапку Онлайке. Давайте представим, что теперь мы решили сами найти ответ через интернет.  Если мы зададим в  строке поиска вопрос: «Как вылечить лапу собаке» - Клик 2  

    Мы получим много разных ответов . Например, такие:  Клик 3

    - Заморозить лапу собаке,  перемотать лапу клейкой лентой, выгнать собаку из дома, само пройдет.
    Как вы думаете это правильные ответы?
    Дети отвечают: Нет!

    Кто может дать такой совет?

    Дети отвечают: Баба-яга, плохие люди.
    Клик 4 – Баба-яга

    И как мы с вами видим, это является неверной или опасной для Онлайки информацией.

    Но есть и другие ответы – Клик 5

    Посоветоваться с мамой, сходить к ветеринару

    Кто может дать такой совет?

    Дети отвечают: Доктор Ай-болит,  хорошие люди.

    Клик 6 – Айболит

    А вот эти ответы уже верны!

    Клик 7

    Чтобы сразу определить, какая информация не навредит нам и нашим близким – советуйся с родителями, которые  научат тебя выбирать верный вариант.

    Клик (Переходим к следующему слайду)

    Социальная сеть

    Мы уже говорили о том, что Интернет – это сеть, в которой компьютеры связаны между собой.

    За каждым компьютером сидит живой человек.  

    Клик 1

    Получается, что люди тоже связаны между собой в одну сеть. Такие сети называют социальными.
    Кто знает, что есть в социальной сети? Кто уже пользовался ей?

    Дети отвечают (..)

    Но люди бывают разными. Иногда встречаются хулиганы. Клик 2 Хулиганы встречаются и в социальных сетях.

    Давайте разберемся, как это возможно.

    Клик 3  В чем опасность общения с незнакомцем на улице?

    Дети отвечают:  Это может быть грабитель, он может причинить вред.

    Учитель подводит к выводу: Все вы знаете , что нужно быть осторожными с незнакомыми. Не отвечать на лишние вопросы (Где живешь и т.д.)

    В интернете нужно соблюдать такие же правила, как и на улице – не рассказывать, где живешь и т.д.  
    Клик 4

    Незнакомец в интернете и незнакомец на улице одинаково опасны!

    Клик 5

    Помни, всё, что ты отправляешь в интернет – может видеть весь мир, а не только твои близкие и  друзья.  Подумай, хочешь ли ты этого?

    Клик 7

    Посоветуйся с родителями, прежде чем совершить какое-либо действие в этой сети. 
    Клик (Переходим к следующему слайду)

    Вирус и Антивирус

    Клик 1

    Используя интернет, наш компьютер может заболеть, а точнее получить компьютерный вирус.  И ему точно так же, как и нам с вами (если мы заболеем) – Клик 2 потребуется помощь доктора и  лекарство. Лекарство для компьютера называется антивирус. Клик 3

    Попросите родителей установить антивирус на ваш компьютер. Он поможет защитить компьютер от вирусов  и даже  вылечить его, если он заражен. 

      Клик (Переходим к следующему слайду)

    Мошенник в интернете

    Если в игре или на интернет-странице тебя просят:

    • Указать номер твоего  мобильного телефона
    • Отправить смс или позвонить на незнакомый номер
    • Перевести деньги на чей-то номер
    • Скачать файл или перейти по ссылке

    Клик 1

    Знай,  это может быть ловушка! 

    Клик 2

    Так работают Интернет – мошенники .Часто они используют платные номера, вирусы, опасные сайты для того, чтобы украсть твои деньги.

    Будь осторожен!

      Клик (Переходим к следующему слайду)

    Мобильный интернет

    Что общего между телефоном и компьютером?

    Компьютер с каждым днем становится все меньше, а телефон все умнее и уже напоминает компьютер. 

    И на телефоне, и на планшетном компьютере мы пользуемся мобильным интернетом.

     Клик 1 Мобильный телефон, в отличии от компьютера, может принимать смс и звонить.

    Клик 2 Если вы получили СМС или звонок с незнакомого номера – Клик 3  Будьте осторожны, ведь это может быть мошенник.

    Клик 4 Посоветуйся с  родителями!

    Клик (Переходим к следующему слайду)

    Цени свое время

    Как мы уже сегодня говорили,  жизнь в интернете очень похожа на обычную жизнь, но помни, что интернет никогда не сможет заменить тебе настоящее общение с близкими и друзьями, книги и  развлечения. 

    Клик 1

    Старайся больше времени проводить с теми, кто тебя окружают в жизни без интернета.

    Клик 2

    А на интернет трать не больше 20-30 минут в день.

    Клик (Переходим к следующему слайду)

    Заключительная часть (Закрепление знаний)

    1. Когда ты выходишь на дорогу – ты соблюдаешь правила дорожного движения, чтобы сохранить свою жизнь в безопасности.
      Точно так же, важно соблюдать правила безопасности в интернете , чтобы заботиться о себе, своих близких и твоем помощнике – компьютере.
    2. Все компьютеры, которые  подключены к  интернету – сразу становятся связанны друг с другом, поэтому,  любая информация, которая есть в интернете доступна не только нам, но и всему миру. Прежде чем сказать что-то или сделать – хорошо подумай и посоветуйся с близкими.
    3. Если ты ищешь какую-либо информацию в интернете – помни, что не всему можно верить. Чтобы не навредить себе и своим близким – пользуйся компьютером вместе с родителями.

    Заключительная часть (Закрепление знаний)

    1. Как и мы с вами иногда болеем, так и компьютер может получить болезнь, а точнее «вирус». Пользуйся интернетом вместе с родителями.  Они помогут тебе защитить компьютер специальным лекарством – «антивирусом» и подскажут, на какой сайт заходить можно, а на какой опасно.
    2. Помни, что отправив смс на какой либо не известный номер интернет –мошенники могут забрать твои деньги или даже информацию о тебе. Советуйся с близкими – и вы вместе примете верное решение!
    3. Старайся больше времени проводить со своими родителями и близкими людьми!

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie